Главная » Статьи » Статьи

Что такое виртуальная жизнь? Уход от реальности или ее продолжение?


Прежде всего, прежде чем начать свои размышления, сделаю одно замечание: под компьютерными играми я буду подразумевать полноценные игры. Не пасьяны, маджонги и зумы, а именно полноценные игры. Думаю, все понимают, о чем я, и разъяснять не надо.

Чтобы оценить глубину проблемы я приведу цитату из книги С. Лукьяненко "Конкуренты”: Может быть, земля и умрет. Но не потому, что у человечества кончится завод, люди - не игрушки на пружинке. А потому, что некуда будет приложить силу, азарт, ярость! ... И остается... остается уходить в ненастоящие миры. На земле всегда были те, кто предпочитал оставаться дома, и те, кто хотел идти дальше. И вот из-за тех, тех, кому чего-то не хватает дома, в тепле и сытости, человечество и живет. Да, если некуда идти, если мы погрузимся в виртуальные миры - нам конец.

Лукьяненко считал, что увлечение виртуальностью со временем приведет к упадку человечества и последующей его гибели. Но ведь на то они и фантасты, чтобы немного преувеличивать? Да, конечно. Ключевое слово – немного.

Посмотрим, что было в прошлом. Люди всегда стремились уйти от реальности, чтобы отвлечься от повседневных проблем, и рисовали для себя миры, где эти проблемы решены. Когда первобытные мужчины бегали за мамонтами, их женщины, чтобы не думать о том, что мужа могут убить, рисовали на стенах картины победы над животным. В средние века крестьяне знали, что им не выбраться из повседневной рутины, и рассказывали детям сказки, уводили в миры, где душа была важнее, чем деньги. Светские дамы XIX века читали романы о красивой любви, потому что в реальности их выдавали замуж по договорам...

А сейчас популярны игры. По той же логике понимаем, что люди хотят чего-то нового, приключений, новых "белых пятен", которые можно исследовать. А все те, кто в средние века пошел бы осваивать Сибирь, сейчас просиживают в онлайновых играх... Просто потому что нечему и некому бросить вызов в реальности. Значит, игры – это все же уход от реальности? Да. Как книги и рисование.

Но ведь если вдуматься, игры дают гораздо больше, чем книги и рисунки. Они дают иллюзию настоящей жизни!
К примеру, S.T.A.L.K.E.R. – жизни российской. Может быть, поэтому игру на западе и не оценили – они не могли прочувствовать это. Когда ты лазишь по заброшенному заводу (точно такому же, по которому лазил в детстве!) и на тебя вдруг выпрыгивает монстр (точно такой, какого боялся, лазая по заводу тогда!), а ты расстреливаешь его из АК-47, о котором так мечтал в те времена… Это была первая, и пока единственная игра, в которой я жил по-настоящему, которая заменила реальность. Вспоминаю себя, когда после двух недель в сталкере девушка вытащила меня погулять в лес. Не дай бог вам, читатели, прочувствовать такое… Когда в глубине леса гавкают собаки, слева метрах в десяти проходит бетонный забор, такой же как ТАМ, а у меня с собой нет даже ножа… Это была, пожалуй, самая страшная прогулка в моей жизни!

Это моя история. Вы наверно уже поставили на мне клеймо неисправимо больного виртуальностью? Но давайте оглянемся по сторонам – миллионы людей уже годами играют в Counter-Strike или Sims. Зачем? Самый распространенный ответ – чтобы расслабиться. Что значит расслабиться? Уйти от повседневных проблем. От реальности. У каждого геймера наверняка найдется своя история о том, как он вел себя, переиграв. А значит, у тех, кто играет по-настоящему, игры меняют и реальность! Пусть ненадолго, но это только пока ненадолго. Как я уже говорил, игры становятся все ближе к жизни, и через пару лет можно будет по поведению выделять из толпы тех, кто играет в какие-нибудь Симс 4. Потому что они станут жить по правилам игры, а не по правилам реальности. И Симс 4 – это еще цветочки. Там хотя бы напоминают о том, что неплохо бы рожать детей и продолжать род. А что будет с теми, кто будет играть в экшены, стратегии, MMORPG? Сейчас уже есть случаи, когда, переиграв в GTA, школьники брали в руки автомат и ехали громить город. Скажете, психи? Да, психи. Но ведь будучи в невменяемом состоянии они делают то, что делали бы в игре. В той игре, которая стала для них второй жизнью. Игры залезли в подсознание гораздо глубже, чем мы думаем...

Но попробуем посмотреть с другой стороны. Чем сложнее и многограннее человек, тем сложнее создать для него иллюзию, в которую он поверит. Так может быть игры – это элемент естественного отбора нашего времени? Чтобы слабые духом навсегда оставляли свое сознание в других мирах, а сильные могли вырваться и продолжать двигать человечество вперед?..

Да, это все очень интересно, и к этой теме я обязательно еще вернусь через пару лет, когда будет видно, сбывается ли то, к чему привели мои размышления. А сейчас я хочу обратиться к особо впечатлительным читателям, которые уже собрались выбрасывать свой компьютер в окно. Отставить! Люди во все времена отдыхали в воображаемых мирах, и игры ничем не хуже книг.

Что такое виртуальная жизнь? Уход от реальности или ее продолжение?

Прежде всего, прежде чем начать свои размышления, сделаю одно замечание: под компьютерными играми я буду подразумевать полноценные игры. Не пасьяны, маджонги и зумы, а именно полноценные игры. Думаю, все понимают, о чем я, и разъяснять не надо.

Чтобы оценить глубину проблемы я приведу цитату из книги С. Лукьяненко "Конкуренты”: Может быть, земля и умрет. Но не потому, что у человечества кончится завод, люди - не игрушки на пружинке. А потому, что некуда будет приложить силу, азарт, ярость! ... И остается... остается уходить в ненастоящие миры. На земле всегда были те, кто предпочитал оставаться дома, и те, кто хотел идти дальше. И вот из-за тех, тех, кому чего-то не хватает дома, в тепле и сытости, человечество и живет. Да, если некуда идти, если мы погрузимся в виртуальные миры - нам конец.

Лукьяненко считал, что увлечение виртуальностью со временем приведет к упадку человечества и последующей его гибели. Но ведь на то они и фантасты, чтобы немного преувеличивать? Да, конечно. Ключевое слово – немного.

Посмотрим, что было в прошлом. Люди всегда стремились уйти от реальности, чтобы отвлечься от повседневных проблем, и рисовали для себя миры, где эти проблемы решены. Когда первобытные мужчины бегали за мамонтами, их женщины, чтобы не думать о том, что мужа могут убить, рисовали на стенах картины победы над животным. В средние века крестьяне знали, что им не выбраться из повседневной рутины, и рассказывали детям сказки, уводили в миры, где душа была важнее, чем деньги. Светские дамы XIX века читали романы о красивой любви, потому что в реальности их выдавали замуж по договорам...

А сейчас популярны игры. По той же логике понимаем, что люди хотят чего-то нового, приключений, новых "белых пятен", которые можно исследовать. А все те, кто в средние века пошел бы осваивать Сибирь, сейчас просиживают в онлайновых играх... Просто потому что нечему и некому бросить вызов в реальности. Значит, игры – это все же уход от реальности? Да. Как книги и рисование.

Но ведь если вдуматься, игры дают гораздо больше, чем книги и рисунки. Они дают иллюзию настоящей жизни!
К примеру, S.T.A.L.K.E.R. – жизни российской. Может быть, поэтому игру на западе и не оценили – они не могли прочувствовать это. Когда ты лазишь по заброшенному заводу (точно такому же, по которому лазил в детстве!) и на тебя вдруг выпрыгивает монстр (точно такой, какого боялся, лазая по заводу тогда!), а ты расстреливаешь его из АК-47, о котором так мечтал в те времена… Это была первая, и пока единственная игра, в которой я жил по-настоящему, которая заменила реальность. Вспоминаю себя, когда после двух недель в сталкере девушка вытащила меня погулять в лес. Не дай бог вам, читатели, прочувствовать такое… Когда в глубине леса гавкают собаки, слева метрах в десяти проходит бетонный забор, такой же как ТАМ, а у меня с собой нет даже ножа… Это была, пожалуй, самая страшная прогулка в моей жизни!

Это моя история. Вы наверно уже поставили на мне клеймо неисправимо больного виртуальностью? Но давайте оглянемся по сторонам – миллионы людей уже годами играют в Counter-Strike или Sims. Зачем? Самый распространенный ответ – чтобы расслабиться. Что значит расслабиться? Уйти от повседневных проблем. От реальности. У каждого геймера наверняка найдется своя история о том, как он вел себя, переиграв. А значит, у тех, кто играет по-настоящему, игры меняют и реальность! Пусть ненадолго, но это только пока ненадолго. Как я уже говорил, игры становятся все ближе к жизни, и через пару лет можно будет по поведению выделять из толпы тех, кто играет в какие-нибудь Симс 4. Потому что они станут жить по правилам игры, а не по правилам реальности. И Симс 4 – это еще цветочки. Там хотя бы напоминают о том, что неплохо бы рожать детей и продолжать род. А что будет с теми, кто будет играть в экшены, стратегии, MMORPG? Сейчас уже есть случаи, когда, переиграв в GTA, школьники брали в руки автомат и ехали громить город. Скажете, психи? Да, психи. Но ведь будучи в невменяемом состоянии они делают то, что делали бы в игре. В той игре, которая стала для них второй жизнью. Игры залезли в подсознание гораздо глубже, чем мы думаем...

Но попробуем посмотреть с другой стороны. Чем сложнее и многограннее человек, тем сложнее создать для него иллюзию, в которую он поверит. Так может быть игры – это элемент естественного отбора нашего времени? Чтобы слабые духом навсегда оставляли свое сознание в других мирах, а сильные могли вырваться и продолжать двигать человечество вперед?..

Да, это все очень интересно, и к этой теме я обязательно еще вернусь через пару лет, когда будет видно, сбывается ли то, к чему привели мои размышления. А сейчас я хочу обратиться к особо впечатлительным читателям, которые уже собрались выбрасывать свой компьютер в окно. Отставить! Люди во все времена отдыхали в воображаемых мирах, и игры ничем не хуже книг.

Категория: Статьи | Добавил: lenantton13 (14.01.2014)
Просмотров: 344
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]