Главная » Статьи » Статьи

Компьютерные игры – прошлое. С чего все начиналось.


Давайте вспомним, а что мы вообще знаем об играх?

Своим появлением компьютерные игры по большей части обязаны холодной войне СССР и США. Удивляться тут нечему, в то время количество лабораторий, занимавшихся ядерной физикой, не поддавалось счету. А уж сколько современной, по тем меркам, электроники покупалось и разрабатывалось для тех лабораторий – не сосчитать. Именно военная промышленность подтолкнула развитие компьютерных технологий и электроники. Огромнейшее количество сил и средств было вложено в создание электронных машин, которые могли рассчитывать таблицы и траектории баллистических ракет. А ведь именно эти первые громоздкие электронные машины дали толчок развитию компьютерных технологий. Люди, работавшие в подобных лабораториях, были умнейшими людьми своего времени - передовые ученые и теоретики, работы которых часто опережали свое время. Совсем не удивительно, что первая компьютерная интерактивная игра появилась именно в такой лаборатории, и сделал ее физик-ядерщик.

В 1958м году физик-ядерщик Уильям Хигенботен (могу ошибаться в написании фамилии), работавший над созданием первой атомной бомбы, сделал первую интерактивную игру. Это был теннис. Две линии и точка, прыгающая между ними. В то время мониторов еще не существовало и изображение выводилось на экран осциллографа.


Да, так все и было, сложное и очень дорогое оборудование для военных проектов, использовалось для создания игр. Вернее для создания первой игры. И, что самое главное, в эту игру могли играть одновременно два человека. В то время не было процессора и вообще, по сути, ничего не было, способного обеспечить игру на стороне компьютера…ибо самих компьютеров, как таковых, не существовало. Все то, что было в наличии, в лучшем случае называлось электронными машинами, и было размером с большой дом, а то и больше. А мощность этих устройств уступала возможностям даже простенького старенького телефона типа Nokia 3100. Именно поэтому создание первой игры было настолько важным шагом, далеко опередившим свое время. Подумать только, игра создана в то непростое время, когда не было никакой технической и программной базы для ее создания, а над головами людей висел меч холодной войны.

Гонка ядерных вооружений и холодная война переросли в космическую гонку. Юрий Гагарин первым полетел в космос, США развернули гигантскую космическую программу, чтобы не ударить в грязь лицом. Вся сумма технологий обоих государств работала с прицелом на космос. Космос был повсюду, в разговорах, в фильмах, на лекциях и кухнях. Все это привело к появлению новой игры. 
Программист (в то время весьма условное понятие) Стив Рассел создал первый программируемый процессор. Первый компьютер, построенный по новой технологии, называли «микрокомпьютером», и не мудрено, ведь размером он был всего лишь с небольшой шкаф. Стоил компьютер 120.000 долларов. 


Именно на этом компьютере Стив разработал свою игру «Spacewar» - два космических корабля, которые атакуют друг друга ракетами. Несколько лет эта игра была самой популярной игрой в мире (и единственной ), код передавался из рук в руки, и в итоге игра разошлась по сотням и тысячам институтов и лабораторий. Так же, именно Стив Рассел изобрел джойстик для компьютерных игр, первую его модель. Справедливости ради стоит отметить, что джойстик до этого уже использовался в авиации, так же нацисты использовали аналогичное устройство для управления некоторыми типами ракет. Но именно Стив первым приспособил это для компьютерных игр. Так же в своей игре он первым продемонстрировал разрушаемость объектов.


И еще один важный шаг в развитии компьютерных игр был сделан во времена Вьетнамской войны. Огромную роль в этом сыграла и сама война и телевиденье. Экраны телевизоров были буквально наводнены новостями с войны - кровь, насилие и еще раз кровь. Люди психологически не выдерживали подобной нагрузки. Сейчас такое сложно представить, но тогда, фактически каждый жил под прицелом, СССР под прицелом атомных боеговоловок США, США под прицелом ракет СССР, война во Вьетнаме лишь добавляла паники и нервозности. Требовалась передышка и отдушина для людей. И она нашлась. 
Ральф Баер создал первую в мире игровую приставку. Он справедливо рассудил, что в стране есть более 40 миллионов телевизоров, которые показывают пару каналов, по которым кроме крови и насилия ничего нет. Так была создана приставка «Magnavox Odyssey», на ней можно было играть в 8 разных игр. 




Заметьте, играть не в институте, не в лаборатории, а ДОМА. Лично я считаю именно вот это изобретение той точкой, с которой началось развитие компьютерных игр, и вообще появились компьютерные игры. Если раньше доступ к играм был только у избранных людей – ученых, которые работали в институтах и лабораториях и были допущены к редкой и дорогой технике, то теперь доступ появился у всех желающих. На мой взгляд, именно благодаря Ральфу Баеру сейчас мы имеем возможность играть в компьютерные игры.

В истории компьютерных игр есть еще один человек, который сделал многое для того, что бы игры стали явлением массовым и популярным. Зовут его Нолан Бушнелл, основатель компании Atari. 


Именно этот человек первым понял, что компьютерные игры – это не только хорошо, но и прибыльно. Он первым решил извлекать из всего это прибыль. А, как известно, реклама – двигатель прогресса. Что бы продать вещь – нужно сделать ее популярной и убедить покупателя, что именно эта вещь ему нужна. Нолан Бушнелл сделал компьютерные игры популярными. Так же он понял и реализовал одну простую вещь – игра должна быть простой, понятной и увлекательной. Что бы любой новичок мог освоить ее за 5 секунд и не отрываться от нее часами. И такая игра была создана, называлась она Pong (существует и популярна по сей день). 


Игра была создана за 3 дня, в ней был звук, и, самое главное, когда мяч попадал в разные точки ракетки, у него менялся угол отражения. Это была победа. Pong стала сверхпопулярной игрой, и она стала первой по-настоящему массовой видеоигрой, создав с нуля весь рынок видеоигр. В 1974м году по всей стране было установлено 8000 игровых автоматов Pong, прибыль компании составила более 10 миллионов долларов.


Немаловажный факт, о котором пойдет речь ниже - атмосфера и дух самой компании Atari в то время. Достаточно сказать, что половина сотрудников компании были длинноволосыми хиппи, а вторая половина бородатыми байкерами. В компании царила атмосфера свободы, особенно это касалось творчества. Нет рамок, нет границ, нет издателей и спонсоров, твори все, что ты хочешь. Внутри компании не было даже расписания и обязательных требований по присутствию, люди приходили в офис пообщаться, послоняться и немного поработать, если будет желание и снизойдет муза. И это было правильно – нельзя творческого человека усадить за компьютер и сказать «твори», заставляя при этом сидеть 8 часов, никуда не отлучаясь. 

Я считаю, что именно это сыграло огромную роль в популярности их первой игры и вообще в успехе компании. Творчество без границ способно принести серьезные плоды. Так же не было заранее заготовленных шаблонов «это хорошо, это плохо, это популярно, а это нет», не было рынка, на который стоило равняться, не было других игр, с которых можно было бы списать. Не было ничего. И в таких условиях создать действительно успешную игру означало проявить весь свой творческий потенциал и неординарное мышление.

Интересный момент, в 1975 году к Нолану Бушнеллу зашел один из молодых сотрудников компании и продемонстрировал прототип устройства, под которые он хотел получить инвестиции.


Нолан внимательно изучил устройства и ответил что-то типа:
- Это очень интересно. Но я не думаю, что персональные компьютеры будут интересны покупателям.
В то время Стив Джобс не стал спорить, а просто ушел, зажав под мышкой прототип Apple I. 
ATARI была первым, и последним, местом наемной работы Стива Джобса.
В 1977 году в мире появился первый массовый персональный компьютер, который приобрел популярность, им стал компьютер Apple II (на самом деле небольшая модификация Apple I). Впрочем, это уже совсем другая история, хотя, если бы не это – неизвестно как долго бы нам пришлось ждать игр для персональных компьютеров.

Поговаривали, что когда Нолан брал большой кредит, то ему приходилось прятать своих сотрудников от проверяющих, ибо увидев эту толпу хиппи и байкеров, никто не дал бы денег.

Как бы там ни было, ATARI стала той самой каплей, из которой потом появилось целое море.

Кстати говоря, когда Нолану стало скучно, он продал компанию. Человек он творческий, ему интересно создавать и изобретать, но, когда все поставлено на поток – таким людям становится скучно. Сам же он занимался другими проектами и во многих добился успеха. 
Продал он успешную компанию, зарабатывающую к тому моменту десятки миллионов, по слухам на пике развития компании, каждая игра приносила ей более ста миллионов долларов. А вот дальше произошло то, что мы часто наблюдаем в нынешнее время. Это очень важный момент, ибо он был первым примером в истории. 
В 1976 году компания Atari была продана Warner Communications. После этого все знают грустную историю компании, Atari зачахла и умерла. Сами сотрудники рассказывают о причинах краха компании следующее - исчез свободных дух творчества. Компанию поставили на бизнес рельсы, появилась жесткая иерархия внутри компании, дрес-код, рабочие места, обязанности, запрет на общение в рабочее время и еще миллион вещей. Фактически всех сотрудников усадили за компьютеры и приказали творить и создавать, при этом запретили общение, добавили начальников, которым «виднее» и которые «лучше знают». Все это полностью убило любую творческую инициативу и вообще творческую составляющую. Кроме того, новые владельцы компании решили, что делать деньги надо на количестве игр, а не на их качестве. 

ATARI постепенно умерла, старый состав сотрудников оттуда ушел. И, многие из них, по сей день работают на ключевых постах в других компаниях по разработке компьютерных игр. 
К примеру, после продажи компании четыре сотрудника ушли из нее и создали свою компанию под названием «Activision», которую сейчас знают все. Ну а про Стива Джобса и говорить не приходится. Дух свободы и творчество без границ позволили компании не только развить жанр компьютерных игр, но и воспитать десятки талантливейших сотрудников, прославившихся на весь мир. Перевод компании на бизнес-модель, жесткая иерархия и создание игр «под диктовку» привели к краху Atari.

Для желающих попробовать игры, в которые играли в то время, рекомендую скачать подборку «Atari`s Greatest hits» в Appstore для iPad , возможно есть такое и для андроид. Только не забывайте, что в то время не было сенсорных экранов, больших разрешений, миллионов цветов на экране и т.д. Я уверен, что многие игры не оставят вас равнодушными и просидите вы за ними десятки часов.


На этом краткий экскурс по ДРЕВНЕЙШЕЙ истории компьютерных видеоигр я заканчиваю. Конечно же, я пропустил массу деталей и не упомянул многих людей, это тема для отдельного исследования. Самые важные моменты я упомянул, этого достаточно. 

Категория: Статьи | Добавил: lenantton13 (13.01.2014)
Просмотров: 162
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]